2021, видео, инсталляция
Выставка в фонде искусств «Голубицкое»
В XXI веке археология отчасти столкнулась с кризисом
собственной идентичности — из романтической профессии первооткрывателей она стала одним из инструментов промышленного освоения человеком планеты.
Лопата археолога помогает изучать историю человечества, но полностью исследованный памятник прекращает своё существование. Его ресурс конечен. Изучение кургана или поселения до материка (условной
поверхности 0) означает полное уничтожение и недоступность для потомков — он остаётся в виде чертежей,
фотографий, научных статей и 3D-моделей. Дискуссии
о необходимости изучать всё, что кажется привлекательным, и методах постоянно ведутся археологами,
и консенсуса по этому вопросу пока нет.
Археологический памятник — это ограниченный ресурс,
подземный депозит бесценной информации, который
стоит оставить для будущего, если ему не угрожает
скорое разрушение. В будущем не будет нужды его
копать — будут более совершенные методы получения информации, утверждают одни. Сегодня угрозу
прошлому составляют промышленная деятельность,
неграмотные археологические раскопки, но также
и люди с металлоискателями, работающие на рынок
коллекционеров древностей (Фаган, ДеКорс, 2007:
46–47). Нужно их опередить, уверены другие. Вместе
с тем последние 50 лет идёт стремительное развитие
неразрушающих (неинтрузивных) методов в археологии (рентгенофлуоресцентный метод, рентгенография, применение ГИС и данных дистанционного зондирования, геофизические методы) — всё это вселяет
некоторый технооптимизм.
«Чаще всего для ученых находка
древнего предмета представляется удачей, и с этого
момента часто начинается самоотверженный процесс
«спасения» объекта (который всё это время мог благополучно находиться внутри планеты, заботливо укрытый почвой). Хочется поставить вопрос об уместности извлечения архитектурных памятников, учитывая
стремительное развитие методов анализа, цифрового
сканирования, ДНК-тестов и прочее. […]
В связи с этим я выполнил трехчастное видео, где
сравнил археологическую работу с работой акушера,
удаляющего плод раньше срока и использующего
медицинские инструменты, специально созданные
для его разрушения. В работе я использовал находки
основных археологических музеев Тамани, произведя
их 3D-сканирование. Также мной были использованы
видео, фиксирующие самые недолговечные археологические находки — детские песочные замки пляжей
Азовского моря».
Выдержки из видео «Абортивная Археология»: